top of page

Лекарства-убийцы: от морфия до оксиконтина

Немецкие ученые изобрели на основе молекулы морфина оксикодон. В 1950 году американский FDA одобрил Percodan, в котором оксикодон сочетается с аспирином. Почти четверть века спустя появился Percocet - комбинация оксикодона и ацетаминофена. Опиоидами начали злоупотреблять, причем – легально, по рецепту врача, пишут авторы журналистского расследования, опубликованного в газете USA Today.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

К 1962 году в одной только Калифорнии врачи выписали около 36 миллионов рецептов на получение в аптеках штата перкодана (Percodan). Высокопоставленный чиновник из Управления по контролю над лекарствами жаловался, что люди "едят Percodan, как будто это попкорн", а генеральный прокурор штата заявил, что препарат создает "новый класс наркоманов", состоящий из честных людей, не склонных к преступной деятельности.

В число тяжелых наркоманов входил Элвис Пресли, умерший в 1977 году от передозировки, и комик Джерри Льюис, которому прописали опиоиды после травмы. В течение 13 лет он страдал наркотической зависимостью.

В 1980-х годах группа врачей, в том числе специалист по лечению боли д-р Рассел Портеной, привлекли к себе внимание миллионов американцев, страдающих от "болей неизвестного происхождения", заявив, что проблему решают опиоиды. Портеной стал первым президентом Американского Общества боли, финансировать которое помогали крупные фармацевтические фирмы.

В 1989 году Медицинский совет штата Техас активно поддержал широкое использование врачами болеутоляющих. Примеру Техаса последовали другие штаты.

Федерация Государственных медицинских советов рекомендовала не наказывать врачей за назначение большого количества опиоидов. Напротив, она призвала привлекать к ответственности тех докторов, которые "не лечат боль".

К началу 1990-х суд присяжных признал виновными в халатности врачей и медсестер дома престарелых, которые не давали пожилым людям опиоиды. Семьи истцов получили компенсацию размером более 16 миллионов долларов. По мнению д-ра Дрю Пинского, это прецедентное решение суда вынудило американских врачей в массовом порядке назначать своим пациентам опиоиды.

С 1987 года фармакологическая компания Purdue Pharma продавала собственную версию морфина - препарат MS Contin с ограниченным сроком годности. Спустя всего 7 лет ежегодные продажи этого опиоида превысили 88 миллионов долларов, но компания столкнулась с проблемой. Врачи знали, насколько аддиктивен морфин, и большинство из них неохотно назначали MS Contin пациентам, страдающим хронической болью.

Поколением ранее Артур Саклер, брат владельцев фармакологической компании Пердью, начал продавать валиум и другие транквилизаторы женщинам, испытывающим тревогу, напряжение и дискомфорт. Препарат побил все рекорды продаж, превратив многих женщин в наркоманок, а Саклера - в мультимиллионера.

Семья Саклера планировала повторить успех валиума созданием новой версии опиоида OxyContin.

В документах Purdue для внутреннего пользования, полученных корреспондентами USA TODAY NETWORK, официальные лица компании прогнозировали, что OxyContin может стать хитом на "рынке опиоидов класса II и принести доходы в размере 462 миллиона долларов". Поначалу планировалось внедрить новый препарат в онкологические клиники и отделения, а уж затем начать продавать его как болеутоляющее 25 миллионам американцев, страдающим от хронических болей.

Чтобы гарантировать, что OxyContin станет хитом, компания Purdue спонсировал более 20.000 образовательных программ и переслала 15.000 врачей видеоролик, в котором на все лады нахваливали новый наркотик.

Фармакологическая компания также приняла участие в десятках конференций по борьбе с болезнями и оплатила все расходы на обучение 5000 врачей, фармацевтов и медсестер, которым предстояло стать пресс-секретарями могущественной фирмы.

К 2001 году Пердью потратил 200 миллионов долларов на маркетинг и рекламу, благодаря чему удвоил объем продаж (671 миллион долларов).

Многие врачи знали, что в препарате Percocet небольшая доза мощного опиоида сочетается с 325 мг ацетаминофена, но им не было известно, что оксикодон почти в два сильнее, чем морфин.

"Он больше похож на героин, - объяснил д-р Эндрю Колодный, содиректор программы Совместного исследования опиоидов в Университете Брандейса, - потому что он быстрее преодолевает гематоэнцефалический барьер". Однако в рекламе это никогда не упоминалось. Врачи, медсестры и фармакологи, которые прошли "промывку мозгов" в фармакологической фирме, напротив, убеждали, что ОксиКонтин не вырабатывает у пациентов зависимости. Препарат подавали не иначе, как "революционное средство борьбы с болью".

OxyContin, который называли "чудодейственным препаратом", стал блокбастером в 2001 году: более 7 миллионов рецептов и почти 3 миллиарда долларов дохода.

К 2015 году семья Саклеров, которая владела фармакологической компанией Пердью, сколотила состояние размером 14 миллиардов долларов, войдя в список самых богатых семей Америки (журнал Forbes 2015) и перегнав Рокфеллеров.

Продолжение следует.

Это интересно
Новые публикации
Архив
Поиск по тэгам
bottom of page